чухонский болотный божок (с)
Революционеры, как мы все знаем, Людовика XVI казнили. Этот акт, имхо, имеет свой сакральный смысл (ибо чего еще заслуживает монарх, не оправдавшие доверия своих подданных и доведший страну до революции?), не говоря уж о том, что является шикарным пропагандистским жестом, но практического смысла не имеет. Многие историки оправдывают казнь короля политическими соображениями - мол, пока он был жив, жила надежда на реставрацию старого порядка, и враги революции боролись, чтобы вернуть его на трон. Но, в таком случае, почему оставили в живых дофина, который автоматически наследовал за своим отцом и превращался в такой же символ, за который контрреволюционные силы могли бороться? Не говоря уж о других представителях королевского дома, которые благополучно бежали за границу. Свято место пусто не бывает, казнили одного короля - всегда найдутся другие претенденты.
Если бы это зависело от меня, я решил бы судьбу короля таким образом: самого его выслал бы за границу (может быть, вместе с королевой), а его детей оставил бы в качестве заложников. Это, на мой взгляд, наиболее целессобразный и не предполагающий излишнего кровопролития вариант :)
А как бы поступили вы? Вариант "Я оставил бы короля на троне и жил бы в мире" я сознательно исключаю. Предположим, у нас уже республика, а гражданин Капет сидит в Тампле и ждет решения своей участи.

Вопрос: Что делать с Людовиком XVI в условиях победившей революции?
1. На гильотину! 
9  (33.33%)
2. Оставить в заключении 
4  (14.81%)
3. Выслать за границу вместе с семьей 
7  (25.93%)
4. Выслать за границу, а его детей оставить в качестве заложников 
1  (3.7%)
5. Отпусить на свободу, но не выпускать из Франции 
5  (18.52%)
6. Другое (в комменты) 
1  (3.7%)
Всего:   27

@темы: опрос, монархия

Комментарии
11.07.2008 в 21:19

чухонский болотный божок (с)
Snorri
Проще уж сразу самого Людовика взять под опеку государства. Но такой вариант революционеров не устроил.
12.07.2008 в 12:35

Трудолюбив по необходимости, ленив до самозабвения (с)
Florelle
Тогда это была бы уже не республика, а парламентская монархия.
Тем лучше ;-)

Prince Nocturne
Мне кажется, что обновленного государства было бы символичнее начинать существование во главе (номинально) с новым монархом.
29.09.2008 в 10:53

Prince Nocturne
Враждебность к себе вызвала сама Франция своим вызывающим и агрессивным поведением
*Florelle*
Войну развязали европейские монархии, Франция только защищалась.
Prince Nocturne
Конфликт начался с того, что Франция объявила войну Австрии в апреле 1792 года.

Стороной, объявившей войну, в самом деле была Франция - 20 апреля 1792 , в соответствии с нормами Конституции 1791 года ЕВ Людовик XVI, король французов внес в Национальное Законодательное собрание предложение об объявлении войны королю Венгрии и Богемии (т.е., императору Священной Римской империи), каковое предложение и было Собранием поддержано соответствующим декретом. Однако означает ли это, что Франция развязала войну? - В соответствии с тогдашними нормами международного права, превентивное объявлениие войны стороной, находящейся под угрозой военного вторжения, считается оправданным. - Другой вопрос - и он активно дебатировался в течение нескольких месяцев - следует ли самим начинать войну, - и здесь сошлись мнения жирондистов, пропагандировавших по сути экспорт революции - и мнение короля и его окружения, расчитывавших, что война неизбежно приведет к поражению, и поможет восстановить полноту власти монарха; последнее - не слухи и домыслы, все подтверждается собственноручной перепиской... - Кстати, именно противодействие со стороны ЕКВ тем мерам, которые предпринимало Собрание для обеспечения обороны страны (война началась неудачно) - и стало одной из важнейших причин свержения монархии...
К моменту же объявления войны отношение европейских монархов к тому, что происходит во Франции, радикально переменилось сравнении с тем, что мы наблюдаем в первые годы: это, в частности, наглядно демонстрирует Пильницкая декларация императора Леопольда II и короля прусского Фридриха-Вильгельма II, подписанная 27 августа 1791, - где говорилось, что положение, в котором находится король Франции, составляет предмет общего интереса для всех правителей Европы. Оба монарха заявили также, что «они надеются, что эта общность интересов побудит их к принятию, совместно с обоими делающими это заявление государями и насколько позволят им силы, самых действительных мер для того, чтобы дать возможность королю Франции обеспечить себе самую полную свободу действий — этот базис монархического правительства, столько же соответствующий правам государей, сколько и полезный для блага французской нации». В заключение, со своей стороны, оба государя выразили готовность снарядить для таких совместных действий силы, достаточные для достижения предположенной цели, и заявили, что отдали приказание своим войскам быть готовыми к военным действиям. (Мэхэн)

Так что рассуждения о вызывающей, агрессивной политике Республики - выглядят по меньшей мере странно...
Республике приходилось защищаться - за знаковой победой при Вальми последовали поражения весны-лета 93, когда военные действия велись на территории Франции практически по всему периметру границ, и лишь с середины осени положения начало выправляться; однако конец апреля - начало мая 94 вновь отмечено поражениями, наступлением войск коалиции. Быстрота, с какой удалось дать отпор и перейти в контрнаступление, продемонстрировала боеспособность армии - и обнадежила: внешняя опасность нам более не угрожает.
И наступил Термидор.
29.09.2008 в 16:12

чухонский болотный божок (с)
EleonoreD
Пильницкая декларация - это всего лишь декларация. Революционная Франция тоже озвучивала всякие декларации - в частности, о том, что она готова помогать народам Европы бороться с игом тирании (что можно расценить, как готовность Франции вмешиваться во внутренние дела других государств).
Агрессором все-таки является по факту тот, кто объявил войну :)
29.09.2008 в 17:39

Prince Nocturne
Prince Nocturne Пильницкая декларация - это всего лишь декларация.
- я просто не стала далее напоминать, что за ней последовала массовая концентрация войск у границ Франции, что в феврале 92-го те же государства заключили военный союз против Франции...

Франция тоже озвучивала всякие декларации - в частности, о том, что она готова помогать народам Европы бороться с игом тирании (что можно расценить, как готовность Франции вмешиваться во внутренние дела других государств).
- А давайте-ка уточним, когда, и на насколько официальном уровне! - потому что внешнеполитическая доктрина, сформулированная Учредительным собранием и поддержанная последующими (о пост-термидоре не говорю) исходила из принципа суверенитета народа, из отказа, таким образом отказывалась от активной внешней политики, то есть, от расширения своей территории за счет военных захватов...

Агрессором все-таки является по факту тот, кто объявил войну
- извините, но этот тезис противоречит как нормам международного права, так и практике международных отношнеий того времени... Для понятия "агрессия" категорически недостаточно факта объявления войны; далеко не в каждом военном конфликте мы вообще можем говорить об агрессии с чьей бы то ни было стороны, и вообще - это понятие в теории международного права вошло относительно поздно...

Ну вот пример из века XIX - в 1859 году Кавур приложил массу усилий для того чтобы спровоцировать Австрийскую империю объявит войну Сардинскому королевству, ибо в этом случае Австрия не могла бы получить поддержку от государств Германского союза, как это произошло в 1848. - И Австрия таки объявила войну - и это позволило освободить из-под власти Австрии часть северной Италии - Ломбардию - и начать объединение Италии. И кто здесь агрессор? ;)
30.09.2008 в 21:37

чухонский болотный божок (с)
EleonoreD
Концентрация войск на границах и заключение союзов - это все-таки не то же самое, что объявить войну и вторгнуться в Бельгию :) Или Вы не согласны?
Вы правы в том, что указываете на зыбкость определения "агрессор". Но я исхожу из самой примитивной логики: агрессор - тот, кто начал военные действия. Потому что если углубляться в историю дипломатических отношений, то тут счет взаимным претензиям может быть бесконечным, и не всегда разберешься, кто прав, а кто не очень. Да, Франция предъявила претензии коалиции по поводу концентрации войск на границе (хотя войска ничего по факту не делают, только стоят). Коалиция в ответ могла припомнить, например, аннексию Авиньона (состоявшуюся). Или был еще спорный вопрос насчет кучи мелких княжеств в Эльзасе, кому они принадлежат и чьим законам подчиняются - Франции или все-таки империи...