Определенные филантропы, хотя они утверждают, что жалеют бедные классы, заботятся о том, чтобы не лишить себя той роскоши, которой никогда не наслаждаются низшие слои населения; и это выглядит теперь вполне пристойным жить в достатке, и все же поощрять других восставать против неравного распределения богатств в мире. В прежние дни, суждения людей были более радикальны, и они не доверяли коммунистам с титулами, и социалистам в шелковых чулках. Сплетники тех времен не могли поверить что миллионер подобно барону де Клоотсу искренне полагает, что общество не в порядке, не принимали слишком всерьез якобинские торжественные речи его Безмятежного Высочества Карла Константина, наследного принца Гессен- Рейнфельс-Ротенбургского, впоследствии Гражданина Гесс. В те дни, они видели вещи "в целом и нуждались в определенной гармонии между теорией и практикой; и именно поэтому парижане 1793 единодушно воображали Эбера Пера Дюшена представителем самого низкого класса общества, собутыльника, с "сильным запахом табака" и алкоголя, чертыхающегося, ворчащего, и говорящего на жаргоне предместья Марсо. читать дальше Он понимал так хорошо, что он обязан большей части своей известности этой легенде, что он украсил обложку своего журнала изображением, показывающим своего рода Колосса, одетого в жакет Карманьолы, с двумя пистолетами за поясом, с саблей по боку, и размахивающим топором над головой самодовольного аббата, валяющегося у него в его ногах. Каждый думал, что это подлинный портрет неосредственно Эбера, и конечно большое разочарование и гнев, распространились в народных массах, когда он проезжал по улицам на телеге палача, при виде этого бывшего с маленькими конечностями, бледным цветом лица, маленькими руками, и настолько слабого, что он должен был прислониться к своему соседу по телеге. У Парижа было чувство, что он обманут. Никогда на жертву кричали с таким большим гневом; никогда так не приветствовали падение ножа. Эбер был, однако, почти плебеем; сын мелких торговцев из Аленкона, потерявший отца, когда ему было одиннадцать лет, он воспитывался отцами иезуитами гораздо лучше, чем это соответствовало его жизненным обстоятельствами. Осужденный к изгнанию за то, что оскорбил местных судей, и обязанный оставить свой родной город, он оставил свою мать и сестер в бедности, и сам испытывал ужасную нужду. Те философы, которые терзают свои головы, чтобы понять причины Революции слишком склонны таких; определенное количество энергичных ищущих состояния, тех, кто, по великодушию некоего богатого крестного отца, или приобретя некоторую ученость, были воспитаны; кто был бесполезен в их собственном небольшом городе, но чувствовали себя готовыми сделать что-нибудь и ничего не найдя, прибывали в Париж, где они подняли шанс ловили шанс выжить. Когда старый мир начал раскалываться, они боролись так хорошо своими локтями и легкими, выдвигаясь так энергично и крича столь громко, что они быстро оказались на передних местах. Эти мошенники знали Ювенала наизусть, и рассказывали Тацита лучше чем их "Pater", и приходили снабженные многими талантами для борьбы, и неистощимым запасом классических диатриб против тиранов.
Эбер был одним из этих нуждающихся негодяев, которым судьба задолжала месть, и он добился для себя великой мести. Он всегда молчал о годах своих страданий. «Я жил,» - pговорил он лаконично, - «в гостинице Бережливости.» Все, что мы знаем об этом предмете, это несколько сообщений, адресованных его матери, и некоторые признания, сделанных им во время своей защиты в Трибунале. В 1780 он оставил Аленсон, без шиллинга в кармане, и отправился в Руан, где он не мог заработать проживание. Был шанс получить пост в Китае, но дело провалилось. Он приехал в Париж, и это было хуже всего; в течение шести лет «он переносил голод и холод.«Он квартировал в притоне на одной из тех старых улиц, которые ограничены Колледжем Лизье, и кармелитским женским монастырем в местечке Мобер, где нашел одного из своих старых аленсонских товарищей, Десженетта, который изучил медицину. Десженетт сжалился над своим соотечественником , и иногда угощал егообедом в одной из столовых на улице de laParcheminerie или Rue des Noyers. Бедного Эбера также пожалел парикмахер, Паризо, с Rue des Noyers и, поскольку он был красивый малый, он был также благосклонно замечен двумя очаровательными соседками, дочерями мясника продавца свинины, чей магазин был расположен напротив Rue Saint-Jean de Beauvais . Его другу, Десженетту также понравилась некая почти пожилая, но все еще кокетливая дама, которая держала табачный магазин на Rue des Anglais и пансион для студентов в доме пяти преданий, который принадлежал отцу Ж. Б. Руссо, и на котором была эта надпись: «Здесь, где родился Руссо, Светоч своего века». Среди этих извилистых улиц латинского квартала, Эбер вел жизнь одного из тех бедняг, которые топчут улицы, ложатся спать с пустым животом, встают не зная, где они поедят, проводят целый день в охоте за полукроной, и чья одежда всегда потерта, рвана, обувь - стоптана. "Никогда не был он более санкюлотом. Обладание луидором было для него состоянием, и он умолял своего кузена, Эрембера, одолжить ему эту сумму. "Я использовал," писал он своей матери, которая нуждалась также сильно, как и он "я использовал все предлоги, чтобы убедить его ссудить его мне. Я сначала объявил, что я хотел бы быть нанят, как адвокат; затем, что я очень болен, и нуждаюсь в деньгах. Он не отвечал мне. Мне очень нужен луидор, поскольку я задолжал арендную плату за три месяца и не имею достаточно на жизнь". Почти в то же самое время, Камиль Демулен обращал крик о бедствии своему отцу: "Умоляю вас, помогите мне; пошлите мне шесть луидор или кровать!" Позже, когда Камиль и Эбер ссорились, они жестоко упрекали друг друга в своей прошлой бедности , и мы знаем теперь, какими были те профессии, которые не приносили Эберу "достаточно, чтобы прожить". Я запуталась в профессиях Эбера, увы.
Сначала он, кажется, был цирюльником и пускал людям кровь, потом был чем-то вроде сторожа в лавке на Пале-Рояль, затем участвовал в спектаклях в 1786 и 1787 гг. Как только Бастилия была взята, много людей, которых прежде пугала старая государственная тюрьма, использовали в своих интересах свою безнаказанность и стали импровизированными памфлетистами. Тысяча бедняков обладающих талантом, богема улиц или ораторы кабака, получили несколько луидоров за плевки своей желчи, и на этом рынке было перенасыщение товарами. Это производство заголовков, которым иногда оказываются обремененными революционные библиографии, является ужасно унылым чтением. Были оптовые агенты в торговле в те дни. Некая вдова Дюбуа, которая объединила три профессии печатника, издателя и продавца книг, основала фабрику брошюр и использовала Эбера, который начал с “Petit Careme de Fabbe Maury” выходившего в десяти экземплярах. Профессия не была благородной, но была, по крайней мере, прибыльной, и новый автор, который был спасен от передачи в залог рубашек, которые он заимствовал у своих друзей, познал наконец роскошь семипенсовых обедов и тишину каморки, свободной от помощников шерифа.Как только он мог удовлетворить свой голод и одеться прилично, представитель богемы стал почтенным гражданином. Все эти авантюристы получили от их достойных предков врожденный вкус к семейной жизни, потребность в доме, симпатию к семейным обедам и домашним удовольствиям. Это было бы рискованным всматриваться ретроспективно в их частную жизнь. Мы чувствуем нежную снисходительность к ним, они так спокойны, любезны, чувствительны, и полны доброты. Человек, который может одним словом, заставить пасть десять голов, и чье имя, пораженная, Европа произносит с ужасом, дома - нежный муж, который играет на флейте, ухаживает за канарейкой, и укладывают своих детей спать колыбельной. Эбер также обнаружил склонность к этим вещам; хотя его годы ученичества были настолько трудны, он мечтал ни о чем другом, как только освободился от бедности, как наслаждаться Парижем, от которого он никогда не получал ничего, кроме печалей и досады. Жестокий революционер стремился к семейной жизни и женился.
На улице Сен-Оноре прежде стоял монастырь Непорочного Зачатия, дверь которого была почти на углу Люксембургской улицы (теперь улица Камбон), и сады которого, засаженные кустарниками, расширялись до Бульвара. За сумму пятьсот - шестьсот ливров, свечи и дрова, Дамы Зачатия принимали учениц. Дочери столяра Дюплэ, который жил в доме поблизости принадлежащего женскому монастырю, учились там. Община состояла, в 1790, из двадцати четырех монахинь и восемь послушниц (?). Их костюм состоял белой рубахи, длинного белого наплечника, доходящего до ног, ??? и черного покрывала. На больших церемониях они надевали на и плечи большую небесно - синюю мантию, закрепленную серебряной медалью с изображением Девы. Кельи были однообразно снабжены комодом, двумя стульями, распятием, религиозной картиной, и кроватью "с навесом из серой саржи в течение зимы, и белого хлопка в течение лета.
огда, в месяце июня 1790 муниципальные комиссары появились в монастыре Зачатия, чтобы спросить монахинь, " намерены ли они остаться в монастыре или оставить его," двадцать три объявил, что, преданные своим клятвам, они желают жить и умереть как монахини; одна объявила, "что она не может сейчас решить." Эту монахиню назвали Мари Маргарит Франсуаза Гупиль. Она родилась в Париже в начале 1756 г. , и, следовательно, ей было почти тридцать пять лет. Она никогда не оставляла монастырь, где получила образование. Ее мать, урожденная Луиза Морель, так же как ее отец, Жак Гупль, льняной драпировщик(???), были мертвы много лет.Имени сестры Марии Франсуазы нет в списке общины, составленном год спустя, 1-ого июля 1791, по приказу муниципалитета. Потому что она, в этом интервале, покинула женский монастырь, или потому что она решила возвратиться в мир, или потому что "ее сестры," шокированные ее колебаниями, просили ее уйти. Франсуаза поэтому оказалась, в возрасте тридцати шести лет, одна в мире, о котором она ничего не знала, и где ее ждало большое несчастье. Эбер влюбился в нее и женился на ней.
Он встретил ее в "Братском Обществе обоих полов», участники которого: мужчины, женщины, и мальчики всех возрастов собрались в воскресенье, во вторник, и в четверг каждой недели, в низкой комнате в женском монастыре Доминиканцев, рядом с знаменитым клуб якобинцев. Как бывшая монахиня , сестра Маргарита Франсуаза узнавала это странное место для собраний? Я не знаю. Брак состоялся в начале 1792 г. и чета поселилась на улице Сен-Антуан, на третьем этаже дома расположенного напротив церкви Святого Антония.Франсуаза Гупиль, старше чем ее муж на год с половиной, не была хорошенькой. Она была "большим пауком,"как сказал один из ее современников, и, без сомнения, именно ее высокий рост привлек Эбера, который был очень невысок. Он нашел, однако, другие достоинства в ней. Извещая о его приближающемся браке своих сестер в Алеконе, он написал, "я должен сообщить вам, дорогие друзья, о союзе, в который я вступаю с молодой дамой, которая очень любезна, и превосходного характера.
Мое любезная нареченная остроумна; в старом стиле я должен сказать она - une personne comme il faut. И, как гарантия прекрасной респектабельности его будущей жены, он добавляет: "Она до настоящего времени время провела всю свою жизнь в женском монастыре. Чтобы завершить мое счастье - у нее есть достаточно денег, которые она легко отдаст мне, даже если смерть сможет разлучить нас."
Франсуаза, фактически, обладала, помимо "очень маленькой собственности ее родителей," рентой в 600 франков, которая выплачивалась ей, , по какой причине мы не знаем, нормандским джентльменом, который играл некоторую роль в шуанских войнах графства Le Veneur de Carrouges . Она также получила из национальных фондов пенсию в 700 ливров как секуляризированная монахиня.
Эбер также теперь делал деньги; популярность его двух газет: "Пер Дюшен", и Journal du Solr увеличивалась с каждым днем.
. "Мне удалось создать себе," написал он своим сестрам, "приятное и прибыльное положение. Я, кроме того, заинтересован в предприятии, которое должно принести мне большое количество денег, и, которое все еще наиболее успешно. Я обязан всеми этими ресурсами своему патриотизму, который приносит мне много последователей. "Это предприятие было агентством переводов дебатов и декретов Собрания на все языки; но это, кажется, не продлилось долго".
После 10 августа 1792, "Пера Дюшена" было достаточно, чтобы поддерживать Эбера, который все больше погружался в политику. Он правил в тюрьме Тампль, которую посещал почти каждый день. Он обязался показываться на встречах Коммуны, Кордельеров, якобинцев, и Братского Общества, к которому по-прежнему принадлежала его жена.
У него были своя типография, свои журналы, визиты патриотов, которые были счастливы обменяться рукопожатием с Отцом Дюшеном , и которые удалялись с чувством дискомфорта, принятые в опрятной квартире маленьким, изящный господином, выбритым с утра, хорошо одетым, чей нежный голос запинался, произнося традиционные ругательства. Это письмо датировано концом июля 1792 за две недели до 10-ого августа, когда "Ужасный гнев Отца Дюшена" вызвал ненависть в кипящем городе, и подстрекал марсельцев против "бывших". Во время сентябрьской резни, во время трудностей вражеского вторжения, во время суда над королем, и грустной зимы, которая за ним последовала, то же самое идиллическое состояние царило в доме Эбера. 8 февраля 1793 Франсуаза дала жизнь дочери "хорошенькой как Купидон" и Анаксагор Шометт представил "Сципиону Виржинию", (имя, которое было дано ребенку), муниципалитету. Фрасуаза кормила грудью своего младенца в старой кровати из монастыря, с ее "серым навесом из саржи," поскольку бывшая монахиня принесла на улицу Сен-Антуан вся свою мебель из женского монастыря: стулья, комод, религиозную гравюру, которая представляла
ужин в Эммаусе. Франсуаза хранила ее тщательнее всего , и ее муж написал на краешке возможно скорее из благоразумия чем ради богохульства; "санкюлот Иисус, ужинающий с двумя своими учениками в замке "бывшего".
(Кто забыл как я - (но это вряд ли) по Евангелию от Луки Иисус после воскресения явился двум своим ученикам по дороге в Эммаус, но они не узнавали его пока не сели с ним ужинать.) Однажды вечером, его друг Десджене, с которым он встретился случайно, пришел к обеду. Обед был импровизированный, но превосходный, и продлился три часа, три часа беседs, которую Десотметил в своих Souvenirs . "Я очень привержена христианству, " - сказала мамаша Дюшен , -" это самое прекрасное в нашей Революции, и я проповедую это нашим сестрам у якобинцев. Все правосудие происходит от бога; мои принципы - все такие же, как у сестры Гупль."
Тут раздался громкий стук в дверь. Это был человек, который приехал, ворча, третий раз в тот день. Эбер приветствовал его "О, это ты" Они говорили таким образом некоторое время; тогда человек уехал, и "Отец Дюшен" вернулся за свое место за столом. "Когда я при исполнении служебных обязанностей в Hotel-de-Ville" сказал он, в свое оправдание, "я использую совершенно другой язык." И он показал своему другу сувенир с места казни Капета, носовой платок запятнанный кровью, вытертой с досок эшафота. Тогда разговор о выгодах религии продолжился. Таковы были беседы "мамаши Дюшен," которая на фронтисписе брошюры, изданной в 1791, изображена как мегера - с трубкой во рту, с прялкой в одной руке, и саблей в другой. Для
неосведомленной общественности, эта картина была подлинным портретом
"Petronille Machefer," жены "Отца Дюшена," его лучшей половины, его супруги, его "Жаклин". Имена Petronille и Жаклин, которые Эбер даровал своей жене, чтобы развлечь галерку, были именами его двух старших сестер, набожных женщин, которые жили в бедности
в Аленконе. Все это кажется немыслимым. Было бы легко представить, что омерзительный памфлет написан в неком гнусном вертепе человеком напившемся бренди, и разхаживающим, ругаясь, но не в тихом доме под влиянием семейной нежности и отцовской любви! Это вечером, после ужина, он писал свои статьи, это сидя между его молящейся женой и спящим ребенка, что он придумал эти
страшные метафоры, которые так позабавили упырей, которые ждали вокруг гильотины "национальная бритва" "визави мастера Сансона" -" экипаж с тридцать шестью дверями."
Это так он сочинял " великий гнев на медлительность Конвента в сокращении числа свиней в Тампле". Именно оттуда он писал: "примерить Капету галстук" или .... "Babet старшая сестра Людовика гильотинированного" и " Королева Коко " (мадам Ролан) и " австрийская тигрица", которая, если правосудие осуществится, должно быть превращена в колбасу, чтобы искупить всю кровь, которую она пролила." Он пообещал себе голову Антуанетты,' и пойдет " и отрежет ее сам если они задержатся ". И,чтобы ее получить, он обвиняет мать с помощью сына и в каком преступлении! Если бы официального доклада об этой экспертизе не существовало, с подписью нетрезвого ребенка, мы могли бы отказаться верить этому. Человек, который делал такие вещи, возвратился домой после выполнения своих отвратительных задач, хорошо обедал, без сомнения обсуждал события дня с женой, обсуждал статью намеченную для следующего дня, и она одобряла ее и восхищалась. " Его руки так же чисты как его душа," - писала она.
Весной 1793, семья переехали в жилье на Кур де Миракль. В 1784 г. там был построен рыбный рынок, который торговцы рыбой отказались занять. Этот рынок, в 1792, использовался как фабрика по изготовлению железа, и Двор Чудес изменил свое название, звучащее суеверно, и И что стало с ребенком? Брат мадам Эбер позаботился о нем сначала. Этот сострадательного человека звали Жан- Жак Гупль, и он жил на временную пенсию как " защитник, раненный на службе стране". Но он, без сомнения, умер вскоре после этого, поскольку в III году отмечено, что " гражданин Жак Кристоф Марк, печатник, Rue de Vaugirard выбран попечителем
стал Кур де Форгом. Павильон, который Эбер занял, был расположен "у подножия суда когда вы идете от из Сожаления Neuve de egalite" (Rue
d'Aboukir); дом, который является теперь номером 9, кажется, похож во всех пунктах на описанный в официальных докладах из времени дома Отца Дюшена. Семья жила на втором этаже, типография была на первом.... Именно здесь на quartidi третьей декады вантоза второго года, то есть 14 марта 1794, в четыре утром тот младший лейтенант жандармермм Фрибур, сопровождаемый двумя мужчинами, арестовал Отца Дюшена, по обвинению в заговоре с целью восстановления на троне Луи XVII. Он был взят в Консьержи, пока ...Моллар запечатал его бумаги. Франсуазу оставили в покое с ее маленькой девочкой и "officieuse" под охраной жандарма. В тот же самый день, в шесть часов вечера, жандармы явились снова. На сей раз они прибыли, чтобы увести мамашу Дюшен. Перед уходом она поручала гражданке Мари Жантиль, ее " доверенной" женщина, свои часы и пару сережек, их она не хотела брать "туда". Она была в Консьержи, на женской половине, когда
ее мужа судили. Она слышала слухи об... Эбере, который, оглушенный эмоциями, мог только отвечать "Да или" Нет" на вопросы председателя. Она, должно быть, знала все это, каждый день, в тюрьме, они говорили об ужасных муках человека, которого она любила; его проезд через Париж, сопровождаемый насмешками толпы, которая издеваясь повторяла его прежние слова: " Ты сердишься, Отец Дюшен; теперь твоя очередь! Пойди и спроси, который час в небольшом окошке! " (?) и жестокостью палача, который игриво заставил "национальную бритву" парить в течение нескольких секунд над несчастным негодяем, прежде чем дать ей упасть.
Когда он был мертв, Франсуаза попросила разрешения возвратиться к ребенку; но она не получила ответа. Две недели прошли, и она думала, что о ней забыли. В Консьержи она встретила, спустя примерно две недели после того, как она туда попала, бедную Люсиль Демулен. Их мужья были заклятыми врагами, но оба были мертвы, и их вдовы начали дружить. У каждой был ребенок почти того же самого возраста. Маленький Горацию(?) Демулену было двадцать месяцев; Виржинии Эбер немного больше чем года. Эти две матери часто сидели на одном и том же камне в тюремном дворе, и плакали вместе. Они были призваны в Трибунал вместе; Люсиль, героическая, бесстрашная,
счастливая, что она не переживет своего Камилла; другая, мамаша Дюшен, ошеломленная, напуганная, стыдящаяся. Они были осуждены на смерть; это было 13 апреля. Было замечено что, когда они возвратились к тюрьму, Люсиль сияла, а
Франсуаза рыдала. Надеясь выиграть время, она объявила, что она на третьем месяце беременности. Женщина, по фамилии Prioux, приставленная к Консьержи с этой целью, взяла ее в комнату…где два тюремных доктора, Тери и Байяр, после очень быстрой экспертизы, заявили, что " нет причины для отсрочки", и несчастную женщину отвели совершать свой "туалет". Человек по фамилии Грандпре, оказавшийся рядом, услышал, что она сказала Люсиль, с завистью: "Ты
счастлива; нет тени подозрения на твоем поведении; ты оставишь жизнь, подымаясь по великой лестнице! "Что проходило в ее уме? Какая неудача, что история лишь отмечает несколько фактов, холодно установленных в официальных сообщениях о небольшом уголке частной жизни, которую внезапно открывается благодаря фразе, уловленную случайно; и это - все! Несмотря на все усилия, напряженное любопытство, и заметки и терпеливое исследование, реальная драма, происходящая в человеческих сердцах, всегда остается неизвестной нам. О чем думала бывшая монахиня, пока телега тряслась по улицам? Один свидетель говорит, "что она болтала с Люсиль с выражением безразличия. Все соглашаются что, при отъезде, " она сохраняла самообладание." "Напрасно," - говорит другой,
" кричали вокруг нее: 'А! а! мамаша Дюшен; на гильотину, она сунет свой нос
в маленькое окошко '; - она оставалась неподвижной." Стояла теплая погода; с тележки она могла мельком увидеть интерьер комнат второго этажа через открытые окна. Поскольку было шесть часов вечера, столы были накрыты;
люди бежали к окнам, с салфетками на подбородках, чтобы увидеть проезд "дневной партии ", и дети сидели на высоких стульях, ели свой ужин. Далее , она проехала мимо закрытой двери Женского монастыря Зачатия, и женщина, собирающаяся умереть должно быть, видела, перед мысленным взором, длинные коридоры, зеленые кусты, тихую келью, саму себя в белой одежде, покрывале,
и синем плаще; она, должно быть, вспоминала присягу принесенную там "любить и служить богу, прожить всю свою жизнь в повиновении, целомудрии, и бесконечном уединении." Тогда внезапно показался угол Площади, и там было открытое пространство, толпа, Тюльери, и Елисейские поля, уже зеленые, сияющей весной. Здесь храбрость покинула ее. "жена Эбера," говорит заметка, "почти умирала в конце роковой поездки; ей должны были помочь взойти на эшафот "; и тогда началась мука ожидания, ужасного замешательства, удушья , которое предотвратило даже ее крик, дикое мучение от вида внизу всего множество живых людей, глумящихся над нею, инстинктивное отвращение перед неизбежной гибелью, жестокие руки, которые схватили ее, доска, смертельный удар. Парижанин, который ежедневно отмечал свои впечатления в " memento", которые остались неопубликованными, тем вечером записал лишь: "весна очень мягкая; все деревья в садах цветут, и на тех из них , которые не являются плодовыми деревьями, есть листья. Не всякий год начинается столь многообещающе, не всегда мы видим такую раннюю весну. "
Сципионы Виржинии Эбер, по желанию ее друзей, в отсутствие любых других родственников." Вряд ли у нее было какое-либо наследство, которое она могла получить по ненавистному имени ее отца. Кроме того, имущество осужденных лиц было, конфисковано. Бедный ребенок, таким образом, воспитывался благотворителями, однако, выжил. Она стала помощница хозяйки школы-интерната, и вышла замуж за пастора Реформатской Церкви, который осуществлял свое служение в деревне, в окрестности Chateaudun. Сципион Виржиния Эбер умерла в Париже, на Rue du Faubourg du Roule, 11 июля, 1830, в возрасте тридцати семи лет.